Блог

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ЧИТАТЕЛЯМ МОЕГО БЛОГА

Бить или не бить? Можно ли наказывать детей?

Опубликовано 15.08.2017

Можно ли наказывать своих детей? Если да, то за что, как и до какого возраста? Можно ли бить детей? Статья написана по просьбе родителей. 
Итак, присаживаемся поудобнее…

За что и почему?

Прежде, чем ответить на вопрос – «бить или не бить ребенка», необходимо разобраться в некоторых принципиальных моментах:

Первое – за что? Что именно ребенок делает не так? Он истерит, обманывает, ворует, матерится, дерётся, хамит словами или действиями.

Второе – почему? Постарайтесь найти причину неадекватного поведения ребенка:

1. Причина может быть очень простой – ребенок голоден, испытывает жажду или хочет
в туалет. Здесь речь идет о детях в возрасте примерно до 5 лет.

2. Ребенок может испытывать нехватку любви (см. статью «Ребенок спит с нами. Хорошо это или плохо?»). Он будет кусать, царапать, обзывать, а в более позднем возрасте, воровать, обманывать, курить, принимать алкоголь, иметь беспорядочные половые связи до тех пор, пока не почувствует, что его безусловно (без всяких «если») любят и принимают.

И снова отсылаю Вас к легендарному Чепмену и его книге «Пять языков любви». В ней сказано, что существует несколько разных языков любви и важно разговаривать с нашим ребенком именно на его языке. Для этого необходимо выяснить, какой именно ЕГО язык любви. В книге об этом подробно рассказывается. Дорогие родители, еще раз Вас очень прошу, не поленитесь и приобретите эту книгу!

Вот небольшой жизненный пример, доказывающий, насколько важно вышесказанное:

Девочка 2-х лет. Со слов мамы совершенно неуправляема, капризна, постоянно пытается физически сделать больно. Мама регулярно пытается очертить границы, поставить ребенка на место. Не помогает. По рекомендации психолога, женщина знакомится с книгой Чепмена. Она выявляет основной язык своей дочки. Им оказался язык Прикосновений.

Раньше, когда девочка подходила к маме и начинала со всей силой «вжиматься» головой в мамин живот, та отталкивала ее и авторитетным тоном говорила, что ей так больно и неприятно. После прочтения книги, мама взяла дочь на руки: обнимала, гладила по голове до тех пор, пока та сама не убежала «по делам». Телесный «голод» был удовлетворен за 20 минут. После этого девочка весь день была «шелковой»: была послушной, хорошо кушала и спала, играла и совершенно не привлекала к себе внимание через «неадекватное» поведение.

Теперь этот ритуал «объятий» мамочка выполняет ежедневно. Девочка чувствует себя любимой, ведь невербально мама ежедневно ей говорит: «Я тебя люблю» и та её слышит. Этого достаточно, чтоб ребенку чувствовать себя счастливым и не спрашивать лишний раз любят ли её в виде «кусаний», «царапаний» и истерик.

3. Ребенок находится в постоянном стрессе, которым, в первую очередь, могут быть «скрытые» семейные конфликты. То есть семья на первый взгляд идеальна, ребенка обнимают и целуют, ни за что не ругают. Со стороны не понятно, откуда взялся такой «неадекватный» ребенок. На самом же деле «за кулисами» между членами семьи наблюдаются постоянные разборки, предъявления, истерики, обиды, унижения.
Происходит истощение нервной системы ребенка – в результате «срывы», казалось бы, на пустом месте. Здесь рекомендация одна. Дорогие родители, разберитесь со своими семейными взаимоотношениями, приведите свою нервную систему в порядок и только потом бейте тревогу, что Ваш ребенок неуправляем.

4. Ребенок не знает рамок и границ.

Часто встречается и противоположный сюжет. Нас в детстве постоянно задевали, в чем-то упрекали, абсолютно незаслуженно наказывали, даже просто из-за плохого настроения.
Мы выросли. Мы не хотим этого «счастья» для своего ребенка. Результат – мы полностью игнорируем неадекватное поведение нашего чада. На какое-то время нас хватает, но вот нервы не выдерживают, и мы бежим к психологу. Либо нам повезло и нервы крепкие, но подрастает наш «малыш» и его поведение совершенно не соответствует тому образу, что мы себе нарисовали. Он не предупреждает, что ночевать останется в другом месте; он не хочет поступать в институт, а поступая толком не учится и в итоге бросает; он постоянно меняет места работы и т.д.

Почему это произошло? Мы тогда, когда это было необходимо, не очертили границы дозволенного, не посвятили ребенка в «правила игры» в нашем обществе. В садике нам давали обратную связь, но мы защищали свое мнение и права на вседозволенность нашего ребенка, в школе то же самое. Вот и результат. Наш «ребенок» убежден, что ничего никому не должен, в том числе себе и нам. Как результат, у него не сформированы основные навыки, необходимые для успешной социализации (см. статью «Как достичь успеха. Взгляд нейропсихолога»).

Итак, уважаемые родители, именно Вы являетесь первым социумом Вашего ребенка. Именно Ваша ответственность – научить его тем или правилам поведения, донести до него основные  нормы и ценности. Поверьте, это можно сделать мягко и без насилия. Ваша задача давать обратную связь на поступки. Бросил тарелку с едой на пол – строго скажите, что так делать плохо и почему; обозвал Вас – обозначьте, что обзываться, а тем более на родителей неприемлемо и так на каждое его асоциальное действие.

Бить или не бить?

А вот только теперь разберемся с этим вопросом. Итак, наша задача как родителей, первыми приступить к социализации ребенка, а именно, ознакомить его с границами, правилами и нормами нашего общества. Это имеет жизненную необходимость! Сугубо наша ответственность, если наш ребенок попал в больницу по причине собственного хамства, которое мы терпели, а другой не стал.

Повторюсь, наша задача – давать обратную связь на поступки ребенка. Вначале, это слова, сказанные мягким тоном. Вполне допустимо, что ребенок и правда не знал, что нельзя брать деньги из Вашего кошелька. Обязательно объясните почему плох тот или иной поступок.

Во второй раз это жестко произнесенная речь «Я же говорил, что нельзя». Предупредите ребенка, каково будет наказание в случае повторения сюжета. Например, он лишится на неделю улицы, планшета, мультфильмов и т.д. Для каждого возраста и для каждого характера свои наказания. В основном, самое страшное для ребенка, это эмоциональная изоляция. Самый яркий пример – угол. Не стоит в углу – закрыть в комнате и т.д. Каждый решает сам.

В третий раз – Вы исполняете своё обещание. Если Вы обещали, что поставите в угол – ставьте. Необходимо обязательно исполнить наказание. Это необходимо для формирования условно-рефлекторной связи. В следующий раз ребенку будет достаточно сказать, что Вы его накажете. Он  применит силу воли, воздержится от воровства, но не станет проверять, выполните Вы свое обещание или нет.

Ну и самый крайний вариант наказания, который применяется, если предыдущие меры не действуют – это физическое наказание. Идеально в этом случае, ладонью или ремнем по «пятой точке». Во первых, это не причинит вреда здоровью, а во вторых – способствует выработке эндорфинов.

Вам будет больно и тяжело. Возможно, Вы будете считать себя деспотами и тиранами.
Здесь важно помнить, что Вы делаете здесь и сейчас ребенку больно, но делаете это во имя Любви, счастливого будущего Вашего чада. Вы предупреждаете то плохое, что может случиться в подростковом возрасте и старше.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ! Ваша задача не выплеснуть свои негативные эмоции, а дать ребенку обратную связь на его проступок!!! Да, ремнем по попе! Но без эмоций и с Любовью!

Интересный факт                                                                                   

Хочу предоставить информацию для размышления. Недавно узнала, из «Домостроя», что раньше на Руси наказывали не каждый день, а один раз в неделю или «по пятницам после бани или по субботам после вечерней службы». А непосредственно после проступка давали только вербальную обратную связь: «Так делать нельзя, ты меня очень огорчил,
и в пятницу вечером с решим отцом, наказывать ли тебя. И если да, то как».

Таким образом, ребенка «не истязали» наказаниями ежедневно, тем самым берегли его нервную систему. Ему давали время для того, чтобы подумать над своим поступком и по возможности его исправить. Ребенок целую неделю находился в ожидании «вынесения приговора». А это, по-моему, очень даже дисциплинирует!

 

Всем желаю сил, терпения, крепких нервов и большой ЛЮБВИ в воспитании своих детей!

Ваша #психологАннаЯковлева

P.S. Если материал Вам показался интересным - делитесь своими впечатлениями в комментариях! Для меня очень важна Ваша обратная связь!

ОСТАВИТЬ Комментарий