Почему мой ребенок плохо учится?
Опубликовано 04.11.2018Очень часто мне задают вопросы - "Мы делаем уроки до самой ночи!", "Ребенок постоянно отвлекается, ничего не запоминает, надо сто раз повторять", "Что делать!?"
Обозначу четыре главные причины такого поведения. Зная врага в лицо, мы уже имеем возможность его победить.
Итак, у нас 4 возможные причины:
- Мотивационная – у ребенка отсутствует или снижена мотивация.
- Психологическая – авторитарный + дистантный тип воспитания, психологическая травма, небезопасная обстановка в семье
- Психофизиологическая – незнание особенностей нервной системы ребенка и соответственно незнание индивидуального стиля деятельности ребенка.
- Нейропсихологическая – отставание в развитии определенных зон мозга.
Итак, по очереди и подробно о каждой из причин.
1. Мотивационная
У ребенка нет мотивации, или она крайне снижена. Другими словами, ребенок не хочет учиться, ему не нравится этот процесс.
Рассмотрим, что такое мотивация на определенную деятельность, как она формируется. Подробно об этом Вы можете прочитать в книгах Гиппенрейтер Юлии. Здесь кратко и самый сок.
Начнем с примера.
Перед нами два ребенка. Оба стали заниматься футболом.
Первый ребенок. Он сам выбрал эту секцию. Он попросил себе новую крутую форму и ему купили. Он волнуется, так как новый коллектив и просит маму остаться с ним и смотреть как проходит тренировка – мама остается. Он заходит в зал, с ним здороваются, говорят, вау, какие у тебя крутые кроссовки. Мальчик с легкостью выполняет предъявляемые задания – набивает удары одной ногой. Мама восхищенно наблюдает за своим чадом. После тренировки тренер дает обратную связь и ребенку и маме как хорошо у него получается то-то и то-то. Мама восторженно подхватывает, как было круто, когда он отбил мяч, передал пас и т.д.
Мама с ребенком после секции едут в кафешку – отмечать это событие – первый день на футболе!
Второй ребенок. Секцию выбрали родители. Папа с детства мечтал, но у родителей не было такой возможности, поэтому мой ребенок будет этим заниматься. Новая форма? Зачем, мало ли не срастется что-то – зря потраченные деньги. Кроссовки? Да, вот отдали, немного велики, но можно и в них, не катастрофа. Остаться на тренировке? Хорошо, останусь, поразгребаю пока почту в телефоне. Итак, ребенок появляется в новом коллективе. С ним особо никто и не здоровается. В какой-то момент падает из-за неудобной обуви – все смеются. Оглядывается – на маму, она в телефоне. Все набивают по 50-10 ударов, у меня и 10 не получается, потому что кроссовки велики. Да и вообще, я бы хотел ходить на карате. «Мама, давай после тренировки съездим куда-нибудь вместе». «Мне некогда!»
Переведем данные примеры на язык психологический.
В каждой деятельности удовлетворяются или не удовлетворяются ряд потребностей.
С точки зрения терапии есть три основные потребности, заслуживающие внимания:
- потребность в безопасности (чтоб не били, не выгоняли в детский дом, к цыганам и т.д.),
- в значимости («я важный», «меня любят», «меня ценят», «я могу отказать», «могу согласиться», «могу психануть и меня все равно любят»),
- в свободе («хочу ходить на эту секцию», «хочу дружить с этой девочкой», «хочу поиграть – потом сделать уроки».
Есть специфические потребности, удовлетворение которых гиперважно для детей – потребность в познании, в общении, в самооценке, в развитии навыков.
Если возьмем наши примеры, то в них удовлетворяются/не удовлетворяются потребности:
- в свободе – первый сам выбрал секцию / за второго решил отец
- в общении – первого принял коллектив / второго нет
- в признании – первому купили новую форму /второму нет; первого тренер и мама похвалили / второго нет; за тренировкой первого мама наблюдала и восхищалась / за тренировкой второго – нет; первого повезли в кафешку отмечать первую тренировку / второму отказали, сославшись на отсутствие времени
- в познании, развитии новых навыков – первый успешно набивал удары / у второго не получалось из-за неудобной обуви.
А теперь важная информация!
Внимание!
Когда наши потребности удовлетворяются – мы переживаем положительные эмоции – радость, восторг, гордость, спокойствие и т.д.
Когда наши потребности не удовлетворяются – мы переживаем болезненные эмоции – гнев, раздражение, испуг, боль, обиду, печаль, тревогу, грусть и т.д.
Первый мальчик столкнулся с полным неудовлетворением всех своих потребности, что влечет целый спектр различных негативных эмоций.
Второй мальчик столкнулся с качественным удовлетворением большого количества потребностей, что привело к позитивным эмоциям.
Итак, когда в новой деятельности качественно удовлетворяются большое количество важных потребностей, мы реагируем разнообразным спектром позитивных эмоций – деятельность ассоциируется с чем-то положительным – формируется высокая внутренняя мотивация на нее.
Когда в новой деятельности большая часть потребностей не удовлетворяется, мы реагируем болезненными эмоциями – деятельность ассоциируется с чем-то негативным – внутренняя мотивация не формируется.
Я использовала термин внутренняя мотивация или мотивация изнутри.
Поясню.
Существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя в свою очередь бывает положительная и отрицательная.
Внешняя – это когда я что-то хочу, потому что у меня за это будет «пряник», или я что-то «хочу», потому что, если я это не сделаю, я получу «кнут».
Пример: «Если я похудею – муж мне купит норковую шубу, если не похудею, он от меня уйдет».
Внутренняя мотивация – это мотивация, распирающая меня изнутри. При мысли о развитии нового навыка я горю желанием познания и т.д.
Примеры: «Если я разберусь со своим питанием, я покажу пример детям, и они никогда не пройдутся по моему неправильному пути», «Если я не разведусь сейчас из-за измены мужа, а попробую разобраться с ошибками, которые были допущены мной в отношениях, я покажу детям пример как на практике выходить из таких сложных жизненных ситуаций», «Я слышала, что люди, которые научаются регулировать свои эмоциональные состояния – освобождаются от любого вида зависимостей – я хочу это проверить на практике».
Итак, что касается учебы и любого другого нового навыка (деятельности), который мы хотим закрепить. НЕЛЬЗЯ использовать внешнюю отрицательную мотивацию! Она препятствует формированию нового навыка или деятельности. Нам необходимо использовать внешнюю положительную мотивацию (сходить в кафе после) или мотивацию изнутри (создать условия для удовлетворения как можно большего количества потребностей в новой деятельности).
Итак! Чтобы ребенок был замотивирован на выполнение домашних заданий и мы могли услышать «Ура! Уроки!» - создаем условия для удовлетворения важных потребностей у нашего ребенка:
- Подкрепляем правильно! Обращаем внимание только на то, что получается и эмоционально реагируем на это – «Я так рад, что ты сам сообразил как правильно решить этот пример!». Да, есть помарки и зачеркивания, но пока я на это никак не реагирую. Нахожу один процент, за что можно похвалить – «даю плюс», а где ранее «давал минус» - «даю ноль». То есть, где раньше выдавал отрицательную эмоцию, ругал – теперь не реагирую. Исключаю отрицательное подкрепление – никаких кнутов, только пряники! Наказаний, если не сделаешь – нет!
- Удовлетворяю потребность в значимости на языке любви ребенка (читайте Г.Чепмена «5 языков любви»). Спрашиваю, сделать ли чаек или принести ли сок, водичку. Подойду и ласково помну плечики или поглажу по головке, поцелую, скажу добрые слова. Помним! Чем больше позитивных эмоций сопровождают деятельность – тем выше мотивация на эту деятельность!
- Удовлетворяю по максимуму все специфические потребности ребенка : в самооценке (побольше правильно хвалю – не обобщенно, а конкретно - «Вот эти две строчки так красиво написаны! Глаз не отвести!»), в познании (смотрим вместе интересные видео по теме на ютюб – эксперименты, например), в развитии навыков (показываем с любовью как правильно учебники складывать в рюкзак), в общении (в перерывах расспрашиваем про одноклассников, проблемы с учителями, поварами и т.д.)
- Удовлетворяю потребность в свободе. Там, где могу уступить – делаю это максимально.
- Котик, у тебя уроки, когда делать будешь? - напоминаю.
- Сейчас, доиграю и начну!
- Сейчас - это когда? – уточняю.
- Через 2 часа.
- А за час успеешь наиграться? – пытаюсь договориться.
- Нет!
- А за полтара? – ищу компромис.
- Постараюсь!
- Я была бы рада и спокойна! Мы тогда бы еще успели бы пару диафильмов на ночь посмотреть! – даю положительную эмоцию на найденный компромисс и позитивное внешнее подкрепление.
«Передавленный» ребенок в прошлом – с очень сильно нарушенной потребностью в свободе выбора так сразу не согласится и на 5% Вам уступить, к этому необходимо быть готовым. Здесь хорошо вспомнить эксперимент со школой, в которой можно было не учиться. Дети, у которых гипердавлением отбили желание к учебе выбирали что угодно кроме посещения уроков. И это несмотря на потребность в познании! Одна девочка не училась 3 года пока «не выздоровела». Для обычных детей это время составляло в среднем три месяца.
Так что идеально начать максимально удовлетворять потребность в свободе, например, на каникулах («Куда хочешь сходить?» «Какой мультик будем смотреть?» «Будешь ли завтракать и что приготовить?» и т.д.). Чем больше «полечим» на каникулах, тем более здоровым ребенок будет к моменту начала учебы.
2. Психологическая
Здесь выделю три разновидности причин плохой обучаемости.
Первая. Авторитарный + дистантный тип воспитания.
Вторая. Психологическая травма.
Третья. Небезопасная обстановка в семье.
Первая. Авторитарный + дистантный тип воспитания.
Данное сочетание типов воспитания не только плохо сказывается на учебе, у него далеко идущие корни в виде депрессий, аффективно-тревожных, биполярных расстройств, расстройств пищевого поведения, таких как булимия, приступообразное переедание и т.д.
Грубо говоря, ребенок учится на страхе быть отверженным в случае троек и даже четверок. Из-за сверхценности учебы (на самом деле признания родителями) – сильно возрастает тревога, а именно страх не справиться и получить плохую оценку. Это очень тревожный, старающийся, но проводящий огромное количество малоэффективного времени за уроками.
При такой обстановке (сверхценности результата в виде оценок) невозможно хорошо и глубоко усвоить материал, так же как практически невозможно показать наилучший результат на соревнованиях.
Ребенок не находится «здесь и сейчас» - он находится в будущем, за которое очень переживает, боится, что не справится. Энергия уходит совершенно не в нужном направлении – присутствие в настоящем снижено, соответственно произвольная память и концентрация внимания, столь необходимые для учебного процесса тоже максимально «выключены». Ребенок «выезжает» за счет зазубривания каждый раз, но не за счет глубокого понимания материала и интереса к нему.
Вторая. Психологическая травма.
Для глубокого понимания, почему ребенок в случае психологической травмы не может качественно учиться привожу следующий пример.
Жил был мальчик. И когда он купался в ванной, он весело играл, смеялся, брызгался, напевал мелодии.
Но однажды он стал свидетелем сцены, где машина раздавила любимую собаку.
Теперь мальчик купается по-другому. Он лежит в воде и молча смотрит в потолок.
Почему?
Переживает то, что увидел – ответите Вы. Правильно, но, что именно происходит?
Мальчик находится в прошлом – вспоминает сцену, свидетелем которой оказался и в будущем – он рисует себе картинки как это может снова повториться. Понятно, что если ребенок в прошлом и будущем, то в настоящем он находится минимально. И чем тяжелее травма, тем меньше включенность ребенка в настоящее. Тот же самый механизм, между прочим, касается и взрослых. Человек, как говорится, не живет, а существует.
Естественно, что такой ребенок не скажет, что он сначала сделал – заправил кровать или почистил зубы, он все делает на автомате. О какой тут учебе можно говорить? Необходимо разобраться с травмой ребенка и здесь без специалиста сложно обойтись. Грамотный психолог «вскроет» боль, поможет выйти ужасу, страху, боли, обиде, гневу, злости и прийти к принятию произошедшего. Таким образом, ребенок из прошлого-будущего вернется в настоящее. Проблема с уроками решится.
Третья. Небезопасная обстановка в семье.
Небезопасная обстановка в семье – по сути та же психологическая травма, только во множественном числе. Это периодически повторяющиеся ситуации, воспринимаемые ребенком как опасные для его жизни или для жизни членов его семьи. Регулярные побои мамы отцом или сожителем, вторжения чужих людей в квартиру, алкоголизм родителей и т.д. Эффект абсолютно тот же самый, что и в случае с психологической травмой, только в еще более тяжелой форме. Здесь возможны нарушенный сон, энурезы, обсессивные самоповреждающие действия (трихотиломания), тревога, страхи, навязчивые действия (компульсии), размытое ощущение себя в пространстве, тяжелые психосоматические расстройства и мн.др.
3. Психофизиологическая
Психофизиологическая причина плохой обучаемости – это незнание природных особенностей типа нервной системы у ребенка, следовательно, незнание стиля индивидуальной учебной деятельности.
По определению индивидуальный стиль деятельности – характерная для человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя ценные для данной работы свои качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь найти и развить такой стиль деятельности, который соответствует его индивидуальным особенностям.
Сейчас я опишу два противоположных индивидуальных стиля учебной деятельности.
Отталкиваясь от описания, Вы примерно сможете понять какой Ваш ребенок и какие оптимальные условия для обучения ему необходимы. Для точного определения типа нервной системы, а следовательно и индивидуального стиля учебной деятельности Вы можете пройти тестирование свойств нервной системы с помощью программно-аппаратного комплекса «Прогноз-Сигвет».
Итак, тип нервной системы №1. «Люди действия».
У представителей данного типа НС преобладают процессы возбуждения на уровне тела – внутренний баланс и на уровне эмоций – внешний баланс.
Если кратко – то у таких людей столько жизненной энергии, что надо немного отплеснуть, чтобы человек смог относительно спокойно приступить к изучению материала. Иначе его будет «разрывать» от энергии и он не сможет ни на чем сфокусироваться.
Оптимальные условия для учебной деятельности у представителей данного типа НС – это:
- Первые или средние парты в классе – быть в гуще событий.
- Если уроки дома – то дополнительные шумы – например, энергичная музыка фоном.
- Уроки выполняются короткими подходами и с перерывами на энергичный отдых: сначала одна задача по математике, затем одно четверостишие наизусть, затем с собакой 2 круга бегом вокруг школы и т.д.
- Вначале самое тяжелое и главное, более простое в конце.
- Обязательно ежедневное повторение ранее пройденного материала в конце. Материал схватывается налету – может создаться впечатление, что я все понял и запомнил. Но это не так, чтобы знания запомнились, необходимо несколько раз их повторить в последующие дни. Необходима помощь в структурировании (схемы, таблицы).
- У таких людей больше развита непроизвольная память, нежели произвольная. Произвольная память – это про силу воли, где надо сесть и выучить. Непроизвольная память – это когда я не пытаюсь специально запомнить, но запоминаю. Важно учитывать этот фактор. Такие люди, например, легче изучают английский язык не классическим способом через учебники, а через погружение в среду – просмотр фильмов, заучивание песен, общение с носителями языка. Чтобы компенсировать сложности в произвольном запоминании, необходимо добавить интереса, эмоций – это просмотры экспериментов на ютюбе, видео о прикладных аспектах изучаемого материала и т.д.
- Такие дети могут учиться на одни пятерки и четверки. Но их знания довольно поверхностны и недолго хранятся в памяти. Люди познают не вглубь, а вширь. Они подкованы во многих сферах, эрудированы.
- Для таких детей жизненно необходимо наличие спортивных секций. Спросите куда ребенок хочет, и 99%, что он назовет командные виды спорта – футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Посещая такие секции, ребенок будет давать разряд излишкам энергии. Если тренировки будут между уроками в школе и уроками дома - это самый идеальный вариант.
Противоположный вышеописанному типу НС - тип нервной системы №2. «Люди мысли и чувства».
У представителей данного типа НС преобладают процессы торможения на уровне тела – внутренний баланс и на уровне эмоций – внешний баланс.
Представители данного типа НС – полная противоположность вышеописанному типу «Люди действия». Их энергии только только хватает на самое главное, даже малейший шум их отвлекает, непредсказуемые, динамичные условия для них крайне дискомортны. Итак, подробнее остановимся на создании максимально удобных условий для учебной деятельности для представителей данного типа НС.
- Оптимальное место в классе – задние парты.
- Выполнение уроков в полной тишине. Никаких отвлечений со стороны родителя в виде вопросов, объятий, напоминаний. Нельзя просить сделать быстрее, торопить!
- Уроки выполняются длительными подходами без смены предметов. Сначала полностью математику, затем полностью выучить стихотворение. Отдых спокойный. Это может быть массажик, чаепитие, просмотр мультфильма.
- Вначале повтор предыдущего материала, затем один предмет сложный, второй – попроще, затем снова сложный и т.д. В условиях школы проверочные мероприятия лучше проводить в конце урока, а не вначале.
- Ежедневное повторение ранее пройденного материала не обязательно! Достаточно раз в неделю. Материал усваивается медленно, постепенно, но основательно – глубоко и надолго. Необходимо сопровождение на первых этапах обучения в структурировании (схемы, таблицы).
- У таких людей больше развита произвольная память, нежели непроизвольная. Произвольная память – это про силу воли, где надо сесть и выучить. Непроизвольная память – это когда я не пытаюсь специально запомнить, но запоминаю. Важно учитывать этот фактор. Такие люди, например, легче изучают английский язык классическим способом через учебники, а не через погружение в среду – просмотр фильмов, заучивание песен, общение с носителями языка. Чтобы усилить произвольное запоминание, можно добавить интереса, эмоций – это просмотры экспериментов на ютюбе, видео о прикладных аспектах изучаемого материала и т.д.
- Такие дети хорошо разбираются в нескольких предметах, они не могут сразу знать все предметы на 4 и 5 и это нормально и естественно для данного типа НС.
- Не все такие дети стремятся к участию в спортивных секций. Многие хотят посещать кружки, связанные с творчеством, исследованием, умственным развитием (вышивание, шахматы, ментальная арифметика, музыка, вокал). Важно отдать предпочтение тому, что хочет ребенок, что, как мы видим, его заряжает положительными эмоциями, где у него получается.
Я описала два разнополярных типа, есть и промежуточные. Минимальное, что Вы можете, если до конца не понимаете к какому типу НС принадлежит Ваш ребенок – это применить данные рекомендации на практике и посмотреть на результат.
4. Нейропсихологическая
Нейропсихологические причины учебной неуспеваемости – это недостаточно или искаженно сформированные подкорково-корковые и межполушарные структуры головного мозга.
Диагностировать наличие или отсутствие данной проблематики может нейропсихолог с помощью нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическая диагностика – это исследование психических процессов с помощью специальных методик и проб.
На основе психодиагностики строится коррекционная программа, включающая в себя ряд упражнений, направленных на развитие всех зон головного мозга. Классическая программа включает в себя ежедневные упражнения на протяжении 20 недель, из них 2 раза в неделю – это занятия ребенка с нейропсихологом, и 5 дней в неделю – это домашние упражнения с родителями.
Нейропсихологическая психодиагностика также проводится в середине и по окончании курса для отслеживания динамики.
На сегодня всё!
Дорогие родители, желаю Вам любви, мудрости, сил и терпении в воспитании своих детей!
Искренне Ваша, #психологАннаЯковлева