Блог

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ЧИТАТЕЛЯМ МОЕГО БЛОГА

Разбор факапа КПТ-психолога «Беру с клиента доплату за сессию»

Опубликовано 19.04.2023

Суть факапа

Я долгое время очень скурпулезно подсчитывала на сколько мы с клиентом задержались и просила доплату за сессию.

Например, стоимость часа 6000₽. Мы задержались на 30 минут – я прошу клиента доплатить 3000₽

Почему я так делала?

Причина #1 «Непроработанная я»

Глубинное представление о себе как беспомощной, слабой, дуры, которую используют, а она не в силах себя защитить.

На основании таких бессознательных верований идет реакция по типу гиперкомпенсация – «Нет! Этому не бывать! Не позволю себя юзать!»

И соответствующее этим мыслям поведение, где я клиенту объявляю, что за переработку он мне должен заплатить.

Причина #2 «Незнание правил ведения клиента»

Я не знала простой истины, что за структурирование сессии, а именно за выдерживание тайминга отвечает психолог. Это исключительно его ответственность. И если прикопаться, то это больше психолог должен клиенту заплатить за сверхвремя на сессии, чем клиент психологу.

Почему так поступать НЕЛЬЗЯ

Итак, мы разобрались, что выдерживание тайминга – это ответственность психолога. Другими словами – это не зона ответственности клиента.

Он не влияет на тайминг. На это влияет исключительно психолог. Например, клиент не может и не должен понимать в какой момент он изложил достаточно информации и ему можно остановиться. Это задача психолога – аккуратно и вовремя прервать и идти дальше по структуре сессии.

Если психолог боится или не умеет этого делать – это опять же ответственность психолога.

Итого. Когда мы просим заплатить за то, что вне зоны контроля клиента, он на это не влиял – то это как минимум НЕЧЕСТНО.

И здесь мы можем встретить несколько реакций

Реакция #1 КАПИТУЛЯЦИЯ ПЕРЕД НИКЧЕМНОСТЬЮ

Клиент чувствует себя плохим, виноватым, он вынудил терапевта задержаться и конечно же он заплатит. Это даст чувство облегчения «я теперь не плохой».

Это жесть. Простите за эмоции. Ведь наша задача как психолога активировать в клиенте ЦЕННОСТЬ, ВАЖНОСТЬ, а мы своими собственными руками делаем обратное – вредим клиенту, активируя ПЛОХОСТЬ. И еще берем за такую «работу» деньги.

Реакция #2 КАПИТУЛЯЦИЯ ПЕРЕД БЕСПОМОЩНОСТЬЮ

Клиент чувствует тревогу, особенно, если имеет ограниченный бюджет или время. Он чувствует себя не в безопасности. Можно предположить следующие тревожные мысли. «А если психолог на 2 часа задержится, мне придется платить в 2 раза больше?» «А вроде бы мы уже задерживаемся, как бы мне завершить сессию…» «Блин, он задает еще вопрос и мне надо ответить, а если не отвечу, мы опять затянем, а мне уже надо бежать на встречу… Как ему отказать… Он же может разочароваться во мне и отказаться от меня. Я тогда останусь с нерешенной проблемой… ААААА!»

И опять же вместо помощи – мы вредим клиенту, активируя убеждение БЕСПОМОЩНОСТИ вместо того, чтобы его лечить!

Реакция #3 Гиперкомпенсация НИКЧЕМНОСТИ

Клиент глубинно ощущает себя плохим, но на поверхности отрицает это и справляется с этим ощущением с помощью механизма проекции – он начинает видеть плохого в в психологе. Следует соответствующее поведение – «Да вы охренели! Может это вы мне должны, а не я вам!» Такая реакция может быть вслух, а может быть про себя. И в том и в другом случаем, клиент, вероятнее всего больше к нам не придет и более того, он может отвернуться вообще от психологов и психологии и настроить на эту волну ближайшее окружение.

Вред для клиента очевиден.

Реакция #4 Гиперкомпенсация БЕСПОМОЩНОСТИ

Такой клиент тоже чувствует тревогу, небезопасность, но в отличие от Реакции #2, где он терпит все, что происходит на сессии – здесь он занимает позицию контроля тайминга и значительный ресурс тратит на это. Он сам начинает завершать сессию и испытывает тревогу, если это не получается.

Вред для клиента – он может сделать вид, что получил пользу, лишь бы уложиться в тайминг. Появляется неискренность в терапевтических отношениях и как следствие теряется эффективность работы.

Выводы

Чтобы не навредить клиенту важно:

1. Проходить личную терапию, чтобы иметь в себе и тем самым передавать клиенту ощущение ценности, привлекательности, эффективности вместо никчемности, отвержения, беспомощности
2. Знать и умело владеть не только кпт-инструментами, но и знать и обладать общими и специфическими кпт-навыками (их 11 штук, и «темп и распредение времени» один из них).

P.S. Вы психолог и хотите еще больше интересных кейсов, моих собственных факапов с разбором ошибок, КПТ-разборов собственных кейсов абсолютно бесплатно? Подписывайтесь на мой ТГ-канал «Клуб развивающихся КПТ-психологов», будем развиваться вместе!

Искренне Ваша, #психологАннаЯковлева

 

ОСТАВИТЬ Комментарий