Разбор факапа КПТ-психолога "Подарки"
Опубликовано 08.09.2023Девушка 33 года практически после каждой сессии немного позже прибегает с цветами, если сессия прошла на 10–15 минут дольше, переводит больше оплату за сессию в пересчете за эти минуты. Есть ли проблема, в чем она и как ее решить, об этом данная статья.
Я впервые тогда столкнулась с подобным поведением клиента и с одной стороны с радостью и благодарностью принимала ее дары, с другой стороны – испытывала неловкость и ощущение, что я не должна так реагировать и принимать подарки, как будто человек болен, а я этим пользуюсь. Но и отказать в принятии подарков я тоже не могла, так как боялась этим обидеть клиента и испортить наш контакт.
Анамнез клиентки и важные вводные
Очень грубая, дистантная, критикующая мать, бьет ремнем за малейшую провинность, материт. Папа добрый, любит дочку, обеспечивает семью. Мать боится потерять мужа и иметь статус незамужней, поэтому свои потребности отодвигает и готовит первое, второе, третье, чтобы мужу хотелось быть дома. В настоящее время клиентка владелец своего прибыльного бизнеса. Очень частая смена партнеров. Примерно раз в полгода. Постоянные конфликты с мамой. Выглядит супер идеально. Нарощенные волосы, ресницы, увеличенные губы, маникюр и т.д. Очень вежливая, но в терапии сообщает о том, что грубо взаимодействует с подчиненными, не может простить им малейшей шероховатости.
Внимание, вопрос!
Ошибка очевидна – я принимала подарки. Но как себя грамотно повести в сложившейся ситуации, чтобы не обидеть, не разорвать раппорт с клиенткой и остановить происходящее?
Ответ
Многие из вас верно написали, что все довольно просто – мы выносим ситуацию с подарками на обсуждение.
«Вероника, я заметила, что вы практически после каждой сессии делаете мне подарки, записываете видеоотзывы, оплачиваете консультацию дополнительно, если мы задержались. Я не так часто сталкиваюсь в практике с таким поведением клиентов. И поэтому, мне с одной стороны приятно, а с другой стороны возникает желание поисследовать эти ситуации, что за ними скрывается. Как вы к этому относитесь?»
И я задала такой вопрос, и мы вышли на очень ценный материал – про то, что другие меня просто такой какая я есть не примут, мне надо быть супер идеальной, супер хорошей, чрезвычайно много думать о других, чтобы никто никогда не дай Бог не подумал обо мне, что я эгоистка. Но я этот вопрос задала не сразу, а только спустя год терапии!
Почему?
Я была непроработанная! Мною управляла установка «Я плохая, если не радуюсь, когда мне хотят сделать приятно». И вот когда я проработала собственную «плохость», то смогла выстроить этот диалог и ускорить процесс выздоровления клиента.
Резюме: Как не допустить подобной ошибки?
Важно не только
1) нарабатывать опыт с клиентами, важно
2) любые спорные моменты выносить на обсуждение с коллегами в рамках интервизий.
3) Проходить личную теорапию.
4) И постоянно психообразовываться.
И на последок про психообразование
Только спустя 2 года после этого случая я узнала, что все самое главное, в нашем случае это была травма отвержения – происходит прямо здесь и сейчас на сессии, потому что терапевт для клиента – это праобраз значимой фигуры из детства. И то, что клиент не получил в детстве – он пытается получить прямо здесь и сейчас на сессии.
Важно это разглядеть и увести терапию в данное русло! Если бы я это знала сразу и была проработана – я бы не мариновала клиента год, а на второй же сессии нашла ядерную проблему и с ней бы работала. Но как есть. Надеюсь, была полезной и вы избежите моих ошибок!
P.S. Вы психолог и хотите еще больше интересных кейсов, моих собственных факапов с разбором ошибок, КПТ-разборов собственных кейсов абсолютно бесплатно? Подписывайтесь на мой ТГ-канал «Клуб развивающихся КПТ-психологов», будем развиваться вместе!
Искренне Ваша, #психологАннаЯковлева