Как достичь успеха? Взгляд нейропсихолога
Опубликовано 11.08.2017Почему одни люди успешные, а другие не очень? Можно ли целенаправленно развивать способность к достижению успеха? Какая связь между строением головного мозга и успехом в жизни, и причем тут нейропсихология?
В данной статье мы ответим на эти и многие другие вопросы. Предупреждаю сразу, статья очень интересная и полезная, научная и практичная !
Немного «сложной» теории простым языком
Великий нейропсихолог А.Р. Лурия открыл три зоны головного мозга (ГМ): Первая находится глубоко внутри ГМ, отвечает за наши желания и инстинкты. Её «девиз»: «Я хочу».
Вторая находится в задних отделах ГМ и отвечает за наши навыки. Её «девиз»: «Я могу».
Третья находится в лобных отделах ГМ, отвечает за постановку целей. Её «девиз»:
«Я должен».
Первая зона («Я хочу») самая «древняя», отвечает в основном за инстинкты. В норме не требуется каких-либо усилий для ее развития.
Третья зона («Я должен») самая молодая. Ее можно и нужно целенаправленно развивать!
До какого возраста? До 12 лет! Именно до 10-12 лет наш мозг наиболее пластичен. Как именно ее развивать? Основное – это правила, порядки, границы, но об этом чуть позже.
Вторая зона («Я могу»). ВНИМАНИЕ!!! Только при взаимодействии первой и третьей зоны мозга полноценно формируется вторая – «Я могу». Другими словами, все, что мы сейчас МОЖЕМ делать, в детстве мы ДОЛЖНЫ были делать.
Что это значит?
Обучение тому, что «Я должен» - границам, нормам, правилам, их принятие и выполнение являются БАЗОВЫМИ для формирования «Я МОГУ». Могу получить желаемую специальность, могу построить дом, стать профессионалом в конкретной области и т.д.
То есть, Я могу достичь успеха!
Что конкретно делать, если это касается детей?
Если вашему ребенку еще меньше 12 лет – мои поздравления, Вам повезло, Вы вовремя прочитали эту статью !!! До 12 лет процесс формирования «Я могу» через «Я должен» пройдет максимально мягко и результативно.
Итак, какие мероприятия конкретно мы проводим?
Очень важно, чтобы у ребенка был «режим дня». Необходимо, чтобы он сам написал или нарисовал на листе бумаги свой распорядок дня. Нужно указать последовательность действий, обозначив часы, отведенные на ту или иную деятельность. Здесь перечисляются не только определенные ритуалы, но и обязанности ребенка.
«Домашние» ритуалы. Это чистка зубов утром и вечером, мытье рук, переодевание в домашнюю одежду после улицы.
Обязанности: это уборка игрушек, мытье стакана после чая, ухаживание за кроликом и т.д.
Это привычка, накрывая стол, подавать тарелку вместе с ложкой; держать открытой дверь, пока мама не выйдет; своевременно говорить «пожалуйста», «извините», «спасибо»; по субботам звонить бабушке, беспокоясь о ее здоровье» и т.д.
Подчеркну, что для формирования III зоны мозга («Я должен»), крайне важно наличие обязанностей, т.е. личной ответственности в определенных областях.
С тех пор как ребенок пошел в школу, необходимо помочь ему понять и усвоить новые правила и нормы поведения в группе. Вначале крайне важна четкая, повторяющаяся структура выполнения домашних заданий. Можно с этой целью приобрести песочные часы.
Необходимо тактично оценивать ребенка: похвалить или аккуратно сделать замечание,
в конце триместра сделать подарок за хорошую учебу и т.д.
Очень важным является включение ребенка в социум: детский сад, школа, двор. Гиперважным является участие ребенка в групповых играх. Через игры естественным образом происходит обучение правилам, их принятие и выполнение. Помимо этого через игру, благодаря соревновательному духу, ребенок учится преодолевать трудности, тут же получая обратную связь. Преодолел – победил, не преодолел – проиграл.
В ролевых играх ребенок обучается «переодеваться». Он примеряет на себя тот или иной образ, стараясь менять мысли и поведение, что тоже очень важно для развития III зоны ГМ («Я должен»).
А сейчас внимание! Повторю вышеуказанный тезис: «Только при взаимодействии первой
зоны мозга «Я хочу» и третьей «Я должен» полноценно формируется вторая – «Я могу»». Для чего я повторилась? Хочу сделать акцент, что первая зона «Я хочу» имеет базовое значение наравне с «Я должен» в становлении «Я могу».
Что это значит? Нельзя жестко подавлять желания ребенка!!! Объяснять, разжевывать, разговаривать «как со взрослым», но не бить, унижать, оскорблять!
Три варианта развития событий
Становление второй зоны ГМ может быть нарушено в трех случаях:
1. не уделили внимание правилам и нормам (III зона ГМ – «Я должен»);
2. жестко подавляли желания (I зона ГМ – «Я хочу»);
3. пункт 1. + пункт 2.
На примерах:
- Нас балуют и ничего особо не заставляют делать. Мы не знаем слов «надо», «необходимо», «ты должен». Нас ограждают от социума, а именно не пускают во двор к «плохим» детям, лишая возможности играть со сверстниками. Но! Наши личные желания поощряются.
- Мы очень хорошо понимаем, что и кому мы должны, выворачиваемся наизнанку, чтобы все сделать правильно. Но! Наши собственные желания жестко подавляются. Нам сложно осознать даже такую элементарную вещь, как «что Я хочу?».
- Нас никто ничего особо не заставляет делать, с нас не спрашивают. Грубо говоря, родителям не до нас. Но! Стоит нам проявить себя, озвучить свои желания и нас высмеивают, директивно отказывают, не объясняя причин. Нам запрещают что-либо хотеть!
Последствия
В настоящем мы испытываем страх и неуверенность в каких-либо действиях. Следствие воспитания – несформированность навыков. Навыков, необходимых для построения полноценной жизни.
Нам страшно пойти на свидание, собеседование. Нам страшно поступить в хороший ВУЗ или занять ответственную должность. Мы панически боимся непредсказуемых ситуаций
и жизненных сюжетов. Нас можно охарактеризовать одним словом: «неудачник».
То, благодаря чему мы еще не полные аутсайдеры, это границы, правила и нормы, заданные нам социумом в детском саду и школе.
Что делать, если это касается нас?
Проанализируйте, что именно в вашем воспитании было не так.
1) Вас жестко подавляли?
2) Вас не научили постановке целей, правилам, границам?
Первое? Вперед на психотерапию!
Второе? Начинаем работу над собой:
- Приучите себя к ежедневному выполнению какого-либо ритуала. Это должно быть нечто полезное и требующие затрат энергии. Утренние пробежки, гимнастика, обливание и т.д.
- Отучите себя от «вредного» ежедневного ритуала. Переедание на ночь, сплетни по телефону, просмотр телевизора, курение и т.д.
- Поставьте перед собой «далекую» цель и начните здесь и сейчас работать над ее достижением: получение определенной профессии, какое-либо достижение в спорте, путешествие в Африку и т.д.
- Найдите свои слабые места и развивайте их. Вы стеснительны – больше реальных знакомств. Вы ленивы – больше действий. Вы трусливы – запишитесь в спортивную секцию, где необходимо преодолевать страх и т.д.
- Купите книгу Стивена Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Сделайте ее настольной. Осваивайте и применяйте все 7 навыков, изложенных в книге.
Пример из художественной литературы
В художественной литературе, как и в жизни, есть масса красочных примеров того, о чем написано в данной статье.
Вот один из них.
Виктор Франкл «Сказать жизни «Да!».
Психолог В. Франкл описывает свои будни в концлагере, как однажды возвращался с работ в барак. Он ужасно устал, его голову занимают мысли о собственных желаниях и потребностях. Он хочет есть, он хочет спать, он хочет снять давящие ботинки, он испытывает огромную тоску и чувство безысходности (I зона ГМ – «Я хочу»).
В этот самый момент он начинает представлять, как в качестве профессора психологии с кафедры делает доклад о тех научных открытиях, которые сделал, находясь в лагере.
Он видит перспективу и глобальный смысл в своих муках. Появляется мысль: «Я должен выжить»! (III зона ГМ – «Я должен»). Появляются ресурсы, внутренние силы, чтобы закончить этот день и начать следующий. (II зона ГМ – «Я могу»).
Желаю всем сил и любви для работы со своими детьми, а также над самими собой!
P.S. Если материал Вам показался интересным - делитесь своими впечатлениями в комментариях! Для меня очень важна Ваша обратная связь!