Ребенок кричит на уроке! Что делать?
Опубликовано 10.09.2017Воспитатели, учителя, тренера сообщают Вам, что ребенок асоциально ведет себя на занятиях, мешает другим? Тогда эта статья для Вас.
Данная проблема в основном касается детей с нарушениями в онтогенезе (развитии) – это дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), ЗПР (задержка психоречевого развития) и т.д. Также это может касаться и обычных детей, которых много балуют, не уделяют должного внимания воспитанию.
Итак, для предотвращения подобных проблем, основное, чему стоит уделить внимание родителям – это развитию у ребенка ответственности, навыков самообслуживания и самоконтроля.
В статье «Как достичь успеха. Взгляд нейропсихолога» я писала о том, как развивать эти качества у ребенка (первая половина статьи). Рассказывала о трех зонах головного мозга: первая - «Я хочу», вторая - «Я могу» и третья - «Я должен». Через развитие зоны «Я должен», самостоятельно развивается зона «Я могу».
Так что основные усилия родителей должны быть направлены на развитие третьей зоны, которая как раз и отвечает за программирование, целеполагание, самоконтроль. На первый взгляд перечисленные упражнения не имеют отношения к исправлению асоциального поведения у ребенка, но они развивают самоконтроль, закладывая тем самым фундамент для дальнейшей работы в данном направлении.
Итак, что касается непосредственно ситуаций связанных с асоциальным поведением ребенка на занятиях (кричит, громко разговаривает, балуется, привлекает к себе внимание), здесь можно дать следующие рекомендации. Разберем ситуацию на примере:
Ребенок громко разговаривает на занятиях, чем отвлекает других учащихся.
- Тренируйтесь. Необходимо приучать его тихо разговаривать и за пределами класса. Дома, в магазине, на улице просите его говорить тише, сами подавайте пример. То есть необходимо отрабатывать навык во всех подходящих ситуациях.
- Поощряйте. Формируйте связь "стимул-реакция". Заходя в магазин, ТЦ, поликлинику, говорите, что если он весь период нахождения в данном помещении будет говорить только тихо, он получит «приз», можно оговорить что именно. Это должа быть желанная вещь, но не слишком дорогая. Необходимо давать "пряник" сразу после выполнения договоренности. Это поможет ребенку на первых этапах контролировать себя. Обязательно хвалите словами, объятьями за то, что у него получилось тихо разговаривать. Если не получилось – говорите, что верите в него и в следующий раз у него обязательно получится. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку.
- Перспектива. Проговорите, что его ждет в отдаленном будущем. Например, если он за месяц (два) научится тихо говорить, Вы ему купите велосипед. Это должен быть желанный и дорогой «подарок».
- Заработок. Если ребенку больше семи лет, то уже можно его научить «зарабатывать». Например, одно занятие без асоциального поведения – 50 рублей (сумма должна быть небольшая). Важно предоставить ребенку свободу в трате «заработанных» средств. Это сформирует в нем самостоятельность и ответственность. Обрисуйте перспективы: за 1 неделю 4 занятия – это 200 рублей, на эти деньги ты сможешь купить хомяка. За месяц ты можешь накопить 800 рублей, тебе хватит на Лего Ниндзяго, которое ты на днях просил, и т.д.
Если есть страх, что ребенок "подсядет" на деньги и в дальнейшем у него придется все "покупать", то поощрение в виде финансов можно заменить на языки любви по Чепмену. Прикосновения - обьятья, массажи, одобрительное похлопывание по плечу. Качественное время - поиграть вместе в шахматы, монополию, вместе спектакль поставить. Слова поддержки - Я знаю, что ты сможешь! Ты мой герой! Услуги - я сошью тебе покрывало для домика! Подарки. Подарки и "призы" не обязательно покупать в магазине. Поучитесь у детей: нарисуйте открытку и подпишите, слепите зайчика, пополнив коллекцию сына и т.д.
Многие родители в погоне за приобретением навыков их ребеноком забывают одну очень важную вещь. Они забывают, как правильно мотивировать ребнка на работу над собой. Зачастую пользуются своим статусом и положением. Родители все силы тратят на то, чтобы ребенок хорошо учился, демонстрировал социально поощряемое поведение, упуская из вида формирование сильной и уверенной в себе личности.
О том, какие виды мотивации существуют, как ими пользоваться и к какие последствия ждут Вас и Вашего ребенка, читайте статью «Как мотивировать ребенка на саморазвитие».
Всем желаю сил, терпения, крепких нервов и большой ЛЮБВИ в воспитании своих детей!
P.S. Если материал Вам показался интересным - делитесь своими впечатлениями в комментариях! Для меня очень важна Ваша обратная связь!