Блог

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ЧИТАТЕЛЯМ МОЕГО БЛОГА

Как мотивировать ребенка на саморазвитие?

Опубликовано 10.09.2017

Многие родители в погоне за приобретением навыков их ребеноком забывают одну очень важную вещь. Они забывают, как правильно мотивировать ребенка на работу над собой. Зачастую пользуются своим статусом. Тому, какие виды мотивации существуют, как ими пользоваться и какие последствия ждут Вас и Вашего ребенка посвящена данная статья.

Саморазвитие. В данной статье под этим термином подразумеваю работу ребенка над собой, над своими вредными привычками, асоциальными действиями. Это может быть несобранность, лень, асоциальное привлечение к себе внимание окружающих, в том числе на занятиях.

Итак, ребенка можно мотивировать двумя способами: «Снаружи» и «Изнутри». Также мотивацию можно условно разделить на позитивную и негативную.

Позитивная мотивация

Вы по-доброму, с уважением, на равных позициях «взрослый – взрослый» разговариваете с  ребенком. Да, Вы потратите больше сил и времени. Возможно, несколько раз Вам придется уступить, позволив ребенку совершить ошибки и сделать самостоятельно выводы. То есть ребенок может ни в какую с Вами не соглашаться и Вы с уважением примите его выбор. Ваша задача уважительно сообщить о последствиях того или иного поведения: Вы ему скажете, что, он взрослый и самостоятельный и имеет право поступать как считает нужным, но скорее всего это приведет к тому, что его пересадят на заднюю парту, а в дальнейшем будут выгонять из класса. 

Когда ребенок столкнется с последствиями, о которых Вы его дипломатично предупреждали, он проникнется уважением и доверием к Вам. Ребенок сделает выводы и в следующий раз охотнее будет прислушиваться к Вашим рекомендациям.  Используя позитивную мотивацию, Вы не сломаете характер ребенка, он вырастет уверенным в себе,
с хорошей самооценкой, способный к покорению высот.

Позитивная мотивация «Снаружи». Мы мотивируем ребенка «заработком», подарками, поездками и т.д.  То есть вещами внешними.

Позитивная мотивация «Изнутри». Мы мотивируем ребенка, объясняя для чего ему самому Это необходимо. Сейчас ты преодолеешь себя и научишься тихо говорить на занятиях, это поможет тебе лучше учиться в школе, ты поступишь в институт, получишь  специальность и будешь самым лучшим врачом в мире!  Или. Сейчас,  перебарывая свое желание кричать и баловаться, ты становишься хозяином самому себе и в будущем, когда у тебя будет своя семья, ты сможешь во время остановиться во время конфликта. Детям очень классно будет жить с таким папой.

Негативная мотивация                             

Негативная мотивация «Снаружи». Вы давите на ребенка, используя его природную слабость. Вы нарушаете его свободу и его границы. Вы можете ему что-то запрещать, угрожать физическим наказанием, забирать подаренное и т.д. Способ быстрый и эффективный – ребенок Вас боится и поэтому выполняет Ваши приказы «вести себя хорошо». Но! Ребенок искренне не понимает, зачем ему работать над собой. У него нет истинного желания и ресурсов. Единственное, почему он что-то делает – это страх наказания. Но как только ребенок подрастет и перестанет Вас бояться, он:

– Во-первых, перестанет выполнять Ваши приказы и даже просьбы;

– Во-вторых, будет использовать ту же манеру поведения с Вами: «Если ты не отпустишь меня на дискотеку, Я уйду из дома!»

– В-третьих,  Вам будет крайне тяжело изменить ситуацию и уговорить ребенка уважительно с Вами обращаться. Вы ему продемонстрировали неправильную модель взаимоотношений, он ее усвоил – теперь применяет.

Негативная мотивация «Изнутри». Это унижения (обзывательства), грубость (подзатыльники), деструктивные установки (у тебя ничего не получится, вырастешь дворником, и т.д.), использование оценочной установки. Оценочная установка – это обобщение одного качества на всю личность. Вы называете ребенка лентяем, вором, вруном, глупым, «двоешником», идиотом, неудачником и т.д.

Если Вы используете оценочную установку в общении с ребенком, Вы навешиваете на него ярлык  «Ты – лентяй!», и со временем он свыкается с этой ролью, не предпринимает попыток для изменений – нет желания и ресурсов.  Другое дело, если Вы отделяете ребенка от проблемы: ты такой замечательный мальчик, ты такой общительный, добрый, такой музыкальный, вот еще бы тебе побороть свою лень, тогда бы ты успевал делать все уроки, домашние дела и оставалось бы еще время на развлечения!  В итоге ребенок представляет себя замечательным человеком. Единственное, что не так, это его лень. Качество, которое здорово ему мешает. И у ребенка появятся ресурсы и желание работать над собой. Ведь если он избавится от своей лени – станет совсем отличным мальчишкой!

Из вышесказанного очевидно, что высшим пилотажем при взаимодействии с ребенком  является позитивная мотивация «Изнутри».  На втором месте - использование позитивной мотивации «Снаружи». Негативная мотивация крайне нежелательна и используется только в исключительных случаях. Подчеркну, что речь идет о мотивации ребенка на работу над собой. Случаи наказания – отдельная тема (см. статью «Бить или не бить. Можно ли наказывать детей?»).

Всем желаю сил, терпения, крепких нервов и большой ЛЮБВИ в воспитании своих детей!

 

Ваша #психологАннаЯковлева

P.S. Если материал Вам показался интересным - делитесь своими впечатлениями в комментариях! Для меня очень важна Ваша обратная связь!

tag Теги: Успех Дети

ОСТАВИТЬ Комментарий